Японское аниме: От «Диснея Востока» до глобальной индустрии с миллиардными оборотами

Затрагивая такие различные темы, как секс и гибель, академическая фантазия и романтика, манга и аниме рассчитаны на все возрасты и вкусы, а знаменательные бестселлеры проецируют на мир свежий вид Японии.

Это начало «Акиры», распространенной научно-фантастической манги (японского комикса или графического романа), сделанной в 1982 году японским живописцем Кацухиро Отомо, чьи работы в скором времени добыли незначительное количество почитателей в Соединенных Штатах.

«Американцы никогда в жизни раньше не видели ничего подобного», – заявила в телефонном интервью Сьюзан Напье, доктор японоведения в Институте Тафтса. «Акира» была невообразимой постапокалиптической историей с психологической глубиной и аналогичными зрительными результатами. Она разделяла границы, чего не было в североамериканских комиксах того времени».

Сравнивая с DC Comics и Marvel, «Акира» виделась взрывной и необыкновенной. По сюжету главарь байкерской шайки Шотаро Канеда сражается за сохранение собственного приятеля от тайной государственной программы, в рамках которой ведутся испытания на детях-экстрасенсах.

В 1988 году Отомо произвел «Акиру» как аниме – кинофильм так детальный и сложный, что аниматорам понадобились годы, чтобы вручную накрасить любой из автономных сотрудников, применяемых для воплощения сюжета. Сегодня кинофильм является легендарной классикой, которая увеличила сферу применения аниме в Соединенных Штатах и Европе.

Затрагивая такие различные темы, как секс, гибель, академическая фантазия и романтика, манга и аниме рассчитаны на все возрасты и вкусы. Платные бестселлеры, такие как «Покемон» и «Dragon Ball Z», тем временем спроецировали свежий вид Японии на весь мир.

«Образ Японии на Востоке (в 1980-х и конце 1990-х годов) состоял из 2-ух крайностей: ориентализованной феодальной Японии, изображаемой в самурайских кинофильмах с ниндзя и боями на клинках, и гиперсовременной Японии, где экономические животные втискиваются в поезда и пичкают мир Walkman и Toyota», – заявил в телефонном интервью Кайчиро Морикава, специалист по аниме в токийском институте Мэйдзи.

«Популярность японской манги, аниме и игр привнесла в мир более хороший и ближний вид Японии и японцев». После 7 лет поочередного повышения индустрия аниме определила свежий рекорд продаж в2017 году – 2,15 триллиона йен (19,8 миллиона долларов США), преимущественно благодаря спросу из-за этапа.

С 2014 года вывоз аниме-сериалов и фильмов повысился втрое – в некоторой степени благодаря продажам великанам потокового вещания, подобным как Netflix и Amazon, – и пока не демонстрирует никаких признаков сдерживания.

Япония – страна, владеющая насыщенной, направленной на детали выразительной обыкновением. Известный гравер Кацусика Хокусай был одним из первых дизайнеров, использовавших термин «манга» (в собственном сборнике «Манга Хокусая», в первый раз размещенном в 1814 году) согласно к зарисовкам, имитирующим как нереальные, так и обыденное». Манга в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, возникла в самом начале XX столетия в качестве сериализованных шаржевых полос в японских журналах и газетах.

Аниме вышло в самом начале 1900-х годов, когда японские живописцы, такие как Отен Симокава, способом опытов и ошибок начали создавать малометражные мультипликационные кинофильмы. Однако в те дни производство анимации было дорогим, и японские работы затмевались триумфом Диснея.

Во время Первой мировой войны жанр увеличился, так как боевое правительство Японии отдало приказ аниматорам создавать пропагандистские кинофильмы для влияния на массы. После проигрыша Японии в битве индустрия манги и аниме снова поменяла направление.

В 1952 году дизайнер Осаму Тэдзука, выросший на начальных диснеевских мультфильмах, произвел мангу «Астробой» о дружелюбном мальчике-роботе с рентгеновским зрением и сверхспособностями.

Энтузиазм к «Астро Бою» был так высок, что Тэдзука получил титул «отца манги» и приготовил основу для создания аниме-фильма о мальчике-роботе в 1963 году. Заходите на сайт https://sakurava.ru/ если желаете посмотреть аниме онлайн в хорошем качестве.

Крепкие стороны японской мультипликационной индустрии объединяются к совпадению манги и аниме, полагает Ян Кондри, создатель книги «Аниме: Душа Японии».

«Создатели применяли комиксы как экспериментальный полигон для собственных историй и героев. Как раз в этом довольно часто прячется секрет успеха аниме», – заявил Кондри в телефонном интервью.

Подъем Тэдзуки совпал с выходом японской мультипликационной индустрии за границу.

В 1950-х гг. студия Toei Animation (где Тэдзука работал до создания соперничающей компании Mushi Productions в 1961 году) установила впереди себя цель стать «Диснеем Востока» и начала вывозить мультипликационные кинофильмы в Америку.

«Такой интерес в отношении вывоза в первые дни был образован на глобальном результате анимационных фильмов Disney, и на мнении, что мультипликационные кинофильмы будут иметь больше шансов на результат на Востоке, чем кинофильмы жизненного действия при участии азиатских актеров», – говорит Морикава.

Но в случае если «Астро Бой» вызвал расцвет аниме в Японии в начале столетия, то для того, чтобы данный жанр окутал Америку, понадобилось еще несколько десятков лет.

В самом начале 1980-х годов североамериканские и азиатские дети из семей военнослужащих и бизнесменов-экспатов, живущих в Японии, расширяли видеокассеты с аниме среди собственных ровесников на отчизне, сообщает Мизуко Ито, редактор книги «Fandom Unbound: Otaku Culture in a Connected World».

Футуристические наименования, такие как «Ковбой Бибоп» и «One Punch Man», также сразили воображение на техническом уровне подкованных чужеземцев, занятых в развивающейся компьютерной и интернет-индустрии. Некоторые слухи о них распространялись по мере того, как они переводили японские аниме и расширяли пиратские копии в Сети-интернет.

«В различие от большинства прочих цивилизованных причуд (к примеру, покемонов), аниме не двигалось громадными корпорациями», – говорит Напьер. «Это была распространенная культура, передаваемая из уст в уста».

В 1980-х гг., когда экономика Японии добилась бума и стала второй по размеру во всем мире, на Востоке стали доступны курсы японского языка, а аниме и манга вошли в тренировочные классы в роли учебных пособий.

В то же самое время культура «отаку» (гиков) оказывалась все более и более распространенной в Японии, а фаны, подключившиеся к Сети-интернет, содействовали ее популяризации во всем мире.

Юные американцы искали цивилизованные продукты, предлагающие новые виды, и для них Япония виделась местом, настолько же завораживающим, как и «Акира», – ее киберпанковский вид и разноречивый сюжет предоставляли сайт в другую эстетическую и эмоциональную вселенную.

Японская культура сталкивалась с более черными, завораживающими предметами так, как США и Европа, представлялось, не торопились это делать. Аниме стало методом заполнить умную бессодержательность на Западе.

В середине 1990-х годов японский консорциум Nintendo, Game Freak и Creatures продвинул Pokemon, линейку видеоигр с сотнями придуманных мультяшных созданий, в мейнстрим. Это стало стартом волны аниме вне Японии.

Болезнь «Покемона» обхватила весь мир, спровоцировав серьезный выпуск аниме, недалеких игрушек и коммерческих карточек, а желтоватый Пикачу стал главным персонажем на североамериканских телевизорах. Nintendo реализовала более 31 млн копий игры «Pokemon Red/Green/Blue» 1996 года, а сериал передавался более чем в 100 странах.

Со слов Такако Масуми, куратора Национального центра искусств в Токио, энтузиазм к аниме во всем мире даже поменял отношение к данному жанру на отчизне.

Масуми сопоставляет рост популярности аниме в Японии с переходом укие-э (ксилографии) из ряда низкого искусства в круг высокого. Первоначально укие-э применялась для обертывания керамики, чтобы она не погибла при вывозе за границу в середине XIX столетия.

Сначала декорированная бумага являлась не более чем картонным мусором. Однако отношение японцев к укие-э поменялось, когда люди за границей стали приобретать керамику, собирать и оценивать отличные картины, использовавшиеся для обертывания. Они переоценили их как искусство.

Со слов Масуми, аниме, образовавшееся на основе такой зрительной культуры, претерпело подобные изменения. Первоначально оно реализовывалось за границу за бесценок мультипликационными студиями и распространялось негромко и быстро. «Продавать его было недорого, однако так как содержание было очень интересным, оно завоевало сердца детей», – говорит Масуми. Наконец, даже японское правительство увидело в этом вероятность.

После того как в 1990-х гг. прежде дивная экономика Японии пришла в кризис, страна предприняла попытку провести ребрендинг и трансформироваться из глобальной бизнес-супердержавы в экспортера эксклюзивной художественной культуры.

Страна переключилась с глобального маркетинга технологичных объявлений на распространение информации обо всем – от Hello Kitty до суши.

В 1997 году Японское агентство по делам культуры начало сохранять демонстрации, посвященные манге, аниме, видеоиграм и медиаискусству.

Североамериканский корреспондент Дуглас Макгрей отобразил данный сдвиг в 2002 году в собственном очерк о наружной политике, где он ввел термин «валовое государственное охлаждение» Японии. Макгрей представил это «идеей, напоминанием о том, что платные тенденции и продукты, и знание страны вызывать их, могут служить общественно-политическим и экономическим целям».

Нежная мощь – способ, при помощи которого одна страна может оказывать влияние на социальные и международные взгляды и ценности, – оказывалась в порядке вещей. Однако к тому времени аниме-культура получила независимую жизнь.

Зрительская публика вырастала, а такие кинофильмы, как «Spirited Away» студии Гибли, снятый соучредителем студии Хаяо Миядзаки, зачаровали весь мир в 2001 году.

Кинофильм собрал в прокате 277 млн долларов США и был самым прибыльным аниме-фильмом в истории, пока «Твое имя» Макото Синкая не выбил его на 2-ое место в 2016 году со всемирными сборами в 357 млн долларов США.

Представленный «Живым государственным сокровищем» – государственной заслугой, которой выделяют людей, помогающих сохранять культуру страны, – Миядзаки базировался на японские традиции и почтение перед природой, однако коснулся многогранные наши нервы.

И так как аниме продолжает просачиваться за границу, данная индустрия может прекратить принадлежать лишь жителям страны восходящего солнца.

Оставить комментарий

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Янв »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031