«Душистая симфония жизни» — так именуется незначительный рассказ Валентина Пикуля из его сборника знаменательных миниатюр «Кровь, плач и лавры». Это даже не симфония — это гимн, гимн искусству парфюмеров, гимн окружающим нас ароматным ароматам. И собственную главку, посвященную функции ароматов в жизни человека, мы начнем выдержкой из данной миниатюры.
«Из глубины веков дошли до нас первые благоухания, сохранившие ароматы древности в усыпальницах египетских фараонов. Библейская Суламифь, искушавшая Соломона, танцевала перед ним, излучая ароматы возбуждающих масел, пропитавших ее эластичное тело.
В античных Афинах каждая красотка знала, что руки должны благоухать тисненой, а лицо — пальмовым маслом. Избалованные патриции важного Парижа практически плескались в ароматах, они опрыскивали ими не только лишь собственную одежду, а даже улицы, по которым должен проехать правитель.
Города средневековья гибли среди отбросов и грязных канав, даже повелители были вымыты два раза: при их рождении и перед их погребением. Девушки не испытывали даже простой гигиены и, чтобы перешибить неприятный аромат, охватывали себя значительно благоухающими духами, вплоть до сильного мускуса, а путешественники той грустной эры, еще не видя города, предполагали о его недалекости по аромату духов и помоев.
Алхимики искали не только лишь «секреты» серебра и фарфора, а составляли остропахнущие мастики и эссенции, не опасаясь мешать воедино мочу малышей с настойкой из лепестков герани, пигмент толченых болотных жаб они размешивали с цветами индусской духи.
В лавках Рима пор Екатерины Медичи открыто вели торговлю токсичными духами, чтобы окормить конкурента либо конкурентку; старые женщины знали, каким ароматом заинтересовать кавалера, а какие духи готовы пробудить в мужчинах омерзение… По запаху духов можно было устанавливать сословное положение человека, так как элементарная швея не могла пользоваться духами, какие применяли маркизы. Мода на запахи изменялась, как и мода на одежды, и наиболее знаменитые женщины во вторник пахнули по-другому, чем в воскресенье…»
Оборвем выдержку сочинителя, сменив ее выдержкой научного работника. Доведем выдержку из публикации Дж. Эймура, прекрасно нам известного по прошлым главкам, разработчика стереохимической теории чутья: «Для человека чутье, вероятно, стало менее значительным как актуально нужное ощущение, чем для большинства животных, а мы все же находимся в зависимости от данного ощущения в намного большей стадии, чем это нам представляется.
Можно расценить значимость чутья для человека, вспомнив, какой безобразной представляется еда при насморке и как досадно работает отвратительной аромат жидкости либо стянутый воздух в комнате. Регулирование ароматами — самая важная цель… парфюмерной индустрии и сигаретного изготовления. Несомненно, чутье влияет на нашу жизнь многими «тонкими» методами, которые мы не понимаем…»
Давайте задумаемся над данной фразой: «оказывает влияние на нашу жизнь», при этом так, что мы данного не понимаем. Человек, утративший слух, зрение, является инвалидом, а человек, утративший чутье, инвалидом себя не считает. Везде где только можно популярно соображение, что можно вполне справиться и без чутья.
И на самом деле, загрязненность больших мегаполисов, духота муниципального автотранспорта, косный воздух миниатюрных квартир, далеко не интересные «ароматы» социальных столовых, вездесущее распределение табакокурения, сигаретного дыма — все, вроде бы, должно доказывать это соображение. Жителю города орган чутья на первый взгляд и ни к чему. Все намного реже пользуются духами и одеколоном мужчины, равномерно утрачивают чародейские секреты владения ароматами очень многие девушки.
Вот перечень парфюмерных изделий, производившихся в середине прошлого столетия: духи купить которые можно пройдя по ссылке, одеколоны, пахучие жидкости для пульверизации и уборные жидкости, ароматичное мыло, пахучие пудры, кремы, помады (в том числе помада для волос), пахнущие притирания, нюхательные и уборные уксусы, нюхательные соли, пахучие порошки, ароматичные курительные эссенции либо уксусы, ароматичные курительные порошки, бумажки и свечки, подушечка.
Такой далеко не общий список данного благоуханного королевства, очень многие представители которого вымерли или располагаются на грани вымирания. Немногие сейчас даже знает, что из себя представляет подушечка. А тогда подушечка были очень известны. Так именовали особенные подушки, которые скрывали на ночь в платье либо кровати, чтобы ароматизировать миндалем и ванилью, лавандой и розами.
утрачен секрет духовитых палочек. Если мы и приобретаем время от времени в супермаркете «Ганг» эти индусские палочки, то глядим на них как на какую-то диковинную игрушку. А в то же время в государствах Запада очень популярно древнейшее и почти незнакомое нам искусство составления и применения ароматов.
Есть очень многие тыс рецептов, время от времени крайне трудных и дорогостоящих, куда входят сандал, пахучие смолы, подсушенные рыльца и лепестки растений. Благоухания не только лишь курятся в приалтарном полумраке храмов, но также и дома; одни в процессе обеда, иные — при чтении, третьи — в ночное время. И невозможно данного путать, в связи с тем что запахи одних духовитых палочек увеличивают серьезность и внимание, иные содействуют голоду, третьи пробуждают половое желание.
В магической аравийской повести «Приключения 4-х дервишей» изображен такой момент. Принц Чина по указу властелина джиннов выискивает наиболее отличную во всем мире женщину. Когда после семилетних поисков он считает красотку, то влюбляется в женщину сам и не желает давать ее злобному джинну. Правильный прислуга принца рекомендует намазать тело женщины особенной смазкой, аромат которой не выдерживают джинны. Принц так и поступил.
«Повелитель джиннов направился в цветник посмотреть на женщину. Когда он ускорился к ней, то почувствовал неприятный аромат. В нем появилось ощущение антипатии, и он не сумел хорошо пересмотреть ее. С побагровевшим лицом властелин джиннов прибегнул к принцу: «Что это за запахи?! И кто додумался до данного?!» Видите ли, в государствах правоверного мира прекрасно знали о воздействии чутья на половое ощущение. Это обнаружило отображение не только лишь в благоуханных творениях античных парфюмеров, а даже в притчах.
Вот мы и пришли с вами к очень любопытной и таинственной теме — об чувствительном действии ароматов. Незначительно мы заявляли про это, анализируя анатомию чутья.
Хорошие запахи содействуют усовершенствованию здоровья человека, а малоприятные могут проявлять удручающее влияние, вызывать разные негативные реакции вплоть до тошноты, блевоты, гипноза (от сероводорода, топлива и других); они готовы менять температуру кожи, вызывать омерзение к еде либо отказ от нее, осложнять чувствительность рефлекторной системы, вести к реакции, раздражительности.
В 1909 году русский биолог А.В. Семичев проверял влияние пахнущих препаратов на газообмен и совместное положение теплокровных животных. По его исследованиям, легкие масла — мятное, красное, коричное, апельсиновое, бергамотное и определенные иные — снижали напряженность газообмена обезьян, собак, зайчиков и голубей. Аромат мускуса увеличивал газообмен зайчиков.
Еще ранее, в 1885 году, П.А. Истаманов продемонстрировал, что недовольство обонятельного анализатора человека «приятными запахами» (красным и бергамотным маслами, гелиотропином) вызывает увеличение дерматологической температуры, снижение давления крови, запаздывание пульса. «Неприятные запахи» (уксусной кислоты, сернистого аммония, аммиака и сгнивали) вызывают, напротив, снижение температуры, увеличение давления крови и ускорение пульса.
русскими физиологами выявлено, что запахи могут вызывать многообразные реакции в функции наружного дыхания, менять его ритм, действовать на возбудимость мускул и центральную нервную систему и на амплитуду вибрации головного мозга. В собственных работах мы обнаружили, что аромат камфоры повышает противодействие бронхов.
Найдено, что аромат бензола и герантиола сильно повышает слух, а аромат индола — усугубляет. Запахи бергамотного масла, пиридина и толуола увеличивают актуальность зрения в сумерках. Запахи бергамотного масла, герантиола, камфоры увеличивают чувствительность глаза к зеленому расцветке и снижают к алому; аромат розмаринового масла увеличивает поле зрения для зеленых и суживает для ярко-красных субъектов, а индола — суживает для ярко-красных и увеличивает для зеленых субъектов.
В упоминавшейся нами знаменательной миниатюре Валентина Пикуля «Душистая симфония жизни» приводится любопытный момент. За молодой прекрасной женщиной Шарлоттой ухаживают двое конкурентов — знаменитый исполнитель и молодой, бедный парфюмер. На вечер собственного конкурента парфюмер приносит огромную корзину фиалок и ставит ее на покрышку рояля.
Тенор с стыдом бегает из дома Шарлотты, не в силах получить ни единой повышенной нотки. Оказывается, парфюмер прекрасно понимал, что аромат фиалок способен разбить гармонию голосовых связок. Про это же знали старые квалифицированные артисты, еще еще до первых экспериментов физиологов по исследованию воздействия чутья на разные функции организма.
Запахи готовы распоряжаться расположением духа, трудоспособностью. Известно, что Байрон окуривал себя ароматом трюфелей. Знаменитый парфюмер Брокар, создавший в 1869 году в городе Москва собственную парфюмерную фабрику (сегодня компания «Новая заря»), заявлял: «Я убежден: производительность труда даже обычного рабочего повысится, если в цехах предприятий не будет вонищи, а воздух заполнится запахом левкоев и глициний».