Изумительно, однако факт — если шлем и комбинезон стал базой одежды пилотов еще в самом начале 60-х, то ремни вышли на болидах Ф1 в 1972 году.
Текущий высший уровень безопасности гонщиков Формулы-1 прежде всего гарантируется карбоново-волоконным монококом, специальным персонально нагнанным сидением, шлемом и комбинезоном. Но невозможно забывать еще одного главного средства обороны – ремней. Это устройство известно каждому, кто раз находился в сегодняшнем авто. Но в случае если на стандартных трассах автолюбитель и пассажиры часто в угоду лишнему уюту и с верой на подушку безопасности переступают эти «ремешочки», и выскакивающий из кустов инспектор ДПС не может поменять положения, то на автотрассе Ф1 никого вынуждать пристегиваться не надо. Правда, это далеко не наиболее значительная разница между ремнями в стандартных машинах и в гоночных болидах.
Прежде всего, ремни в болидах Ф1 имеют систему, схожую с той, что применяется пилотами быстрых истребителей. Это шеститочечная система с 6-ю удостоверенными одним замком ремнями — 2-мя плечевыми, 2-мя тазобедренными и 2-мя наножными. Во-вторых, насыщенность «сжатия». Даже если кто-то, абсолютно невольно, колесил в стандартном авто добавленным ремнями, он не чувствовал ничего даже далекий напоминающего чувства пилота Ф1. Ремешки в болиде так крепко прихватывают пилота к сидению, что он лично даже не может их отполировать – перед стартом ему в данном помогают инженеры. При этом пилот имеет максимальную степень воли – лишь чтобы вольно направлять, переключать имеющиеся на рулевом колесе органы регулирования и пользоваться педалями. Но, при необходимости, пилот вполне может быть извлечен из кокпита за 5 сек — главный замок ремней дает возможность моментально отстегнуть их одним нажатием на кнопочку.
В-третьих, к «формульным» ремням предъявляются намного более твердые условия, чем к штатским. По стереотипу ФИА (8853/98) любой узел крепления ремней должен держать нагрузку более 14,7 килоньютонов (либо 1470 кг). Логично, что их производят из титана ( а определенные детали – из стали и поликарбоната). Источник самих ремней также стоит особенного внимания. В целях поиска компромисса между стабильностью и гибкостью – ремешки в момент трагедии должны оградить пилота от потрясения о управляющую колонку и синхронно не должны сами принести ему поражений – в роли источника для их производства используют ткани из полиэфирного волокна с ввязанными кордовыми волокнами. Длина плечевых и ножных ремней колеблется в краях 44 – 76 мм, тазобедренных – в краях 50 – 76 мм.
Изумительно, однако факт — невзирая на то, что за время собственного существования Формула-1 регулярно улучшалась как в плане требований и с технической точки зрения, так и вопросах безопасности, понадобилось очень много времени, чтобы обосновать редкий вклад в защиту жизни пилота ремней. В конечном итоге, если шлем и комбинезон стал базой одежды пилотов еще в самом начале 60-х, то ремни вышли на болидах Ф1 в 1972 году.
А с 2003 года ремни пополнились технологией HANS (Head And Neck Support), оберегающей голову и шею пилота. Технология состоит из особого каркаса, фиксируемого на плечах пилота при помощи плечевых ремней, к которому к тому же привязывается шлем. В итоге, в момент фронтального потрясения получается избежать летальных нагрузок на шею и летальных ударов головой…