В первый раз углеволоконный балка был использован командой Макларен в 1984 году.
В базе прогресса в формировании болидов Формулы-1 находится 2 главных создающих конкуренцию вместе условия – скорость и безопасность. Мотор, аэродинамика, шины – работа инженеров с данными элементами дает возможность добиваться безрассудных скоростей. И лишь вопросы безопасности готовы удерживать нескончаемую эскалацию высокоскоростных данных. И первостепенную роль в этих вопросах играет балка – сверхпрочная оболочка, в которой находится гонщик. Истоки передовых монококов уходят в чуждый 1962 год, когда Колин Чапмен вывел на автотрассы Ф1 собственное еще одно превосходное произведение – Lotus-25.
Появление Lotus-25 значило переворот в раскладе к системе спорткаров. В новом творение Чапмена вместо обычной для тех пор трубной рамки в роли несущей применялась система из сделанных из алюминия поперечин, соединенных между собой дюралюминиевыми листами. Такое решение, взятое Чапменом и его компаньоном Леном Терри из авиастроения, сделало возможным при сохранении массы авто увеличить не менее чем на 50% твердость на кружение.
Следующим шагом в развития монококов стал отказ от необыкновенного использования в их системы алюминия, а вездесущий переход на другие композитные материалы, самыми распространенными из которых к началу 80-х стали углеткани. Является, что в первый раз углеволоконный балка был использован командой Макларен в 1984 году. Сейчас это норма жизни — применение углеткани, которая легче стали в 5 раз, однако вдвое превосходи ее по крепости.
Углеткань, использующаяся при разработке монококов передовых болидов Ф1, производится из 12-и углеволоконных оболочек, любой из которых выше нашего волоса. Базу монокока составляет алюминевая сотовая система, которая окутывается углетканью. Производимый в итоге «бутерброд» вмещается на 2 с половиной дня в автоклав, где он под давлением и при температуре около 100 °C спекается. Операция «выпечки» повторяется два раза…
Надежность монококов – капсулы безопасности – обследуется при помощи особых креш-тестов, которые были введены Интернациональной Авто Федерацией еще в 1985 году. С того времени условия этих испытаний каждый год менялись только в сторону ужесточения условий, а с 1997 года помимо тестов на сплетение, фронтальное и побочное столкновения был введен еще и анализ на удар позади. Сегодня балка должен держать обратный удар на скорости 15 километров за секунду, во переднем направлении скорость потрясения составляет 14 километров за секунду. Оболочка безопасности должна держать трехтонные побочные удары и двенадцатитонный удар в высшей ее точке – в регионе воздухозаборника.
В роли картинки крепости и действенности монокока эксперты компании Allianz приводят образец с трагедией Джанкарло Физикеллы в процессе Гран При Англии 1997 года, когда по свидетельствам датчиков, отмеченных в «черном ящике», болид итальянца замедлился до нулевой отметки со скорости в 227 км/ч за 0, 72 сек. Эквивалентом такой «остановки» может служить снижение с высоты в 200 километров (при высоте этажей в 3 метра – это 70 этажей!). Итак вот, в той трагедии Джанкарло лишь немного повреждение колено…